КАК ВОЗМЕСТИТЬ ЗАТРАТЫ НА ОХРАНУ ТРУДА ИЗ ФСС В 2021 ГОДУ?
Содержание:
· Основная информация об услуге
· Изменения в 2021 году
· Алгоритм: как вернуть средства из ФСС?
· На какую сумму выплат можно рассчитывать?
· Перечень мероприятий, за счет которых можно получить выплаты ФСС
· Разработка плана финансового обеспечения
· Этапы подачи заявления в ФСС
· Как подать готовый пакет документов?
· Причины отказа в выплатах
· Рекомендация экспертов SRG-ECO
Основная информация об услуге
Возмещение затрат на мероприятия по охране труда – предупредительная мера по снижению травматизма и стимулированию работодателей на соблюдение требований безопасности на предприятиях.
Не все знают, что можно вернуть часть затраченных средств на охрану труда. Если вы решили воспользоваться данным видом государственной поддержки, то рекомендуем не откладывать подготовку к процедуре:
· установлены строгие требования к оформлению и содержанию;
· средства у фонда социального страхования (ФСС) не безграничны;
· времени осталось совсем мало: в этом году срок подачи заявления – до 1 августа.
Мы подготовили для вас обзор нововведений и инструкцию, как получить возмещения без исправления ошибок и других трудностей. В конце статьи вы найдете важную рекомендацию, которая поможет во многом сохранить ваши время и нервы.
Изменения в 2021 году
В 2021 году Правительство постановлением от 30.12.2020 № 2375 установило особенности возмещения расходов:
· в этом году нельзя вернуть средства, затраченные на меры по предотвращению распространения COVID-19;
· теперь расходы на охрану труда нельзя зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев, они возмещаются за счет средств ФСС. То есть работодатель самостоятельно оплачивает мероприятия по охране труда и далее частично финансирует их из средств ФСС.
Что необходимо сделать, чтобы вернуть средства из ФСС?
· подобрать мероприятия для максимальной суммы возмещения взносов;
· составить план финансового обеспечения (в каком квартале планируются затраты);
· направить заявление в ФСС с пакетом необходимых документов, подтверждающих проведение мероприятий по охране труда;
· получить «Приказ о финансовом обеспечении»;
· до 1 августа направить заявление о возмещении расходов на охрану труда с банковскими реквизитами компании.
Важно: необходимо ежеквартально отчитываться в ФСС.
На какую сумму выплат можно рассчитывать?
В первую очередь необходимо узнать, какую сумму возможно вернуть. Это необходимо сделать в начале года, обратившись в бухгалтерию и сделав официальный запрос в ФСС.
Согласно Приказу Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, компенсация расходов на охрану труда может составлять до 20% за счет страховых взносов.
Однако сумму возмещений можно увеличить до 30%, если компания направит дополнительные средства на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста – не ранее, чем за пять лет до достижения ими возраста выхода на пенсию по старости (п. 2 Приказа Минтруда России от 10.12.2012 № 580н).
Вы можете самостоятельно рассчитать максимальную сумму возмещений, для этого воспользуйтесь формулой:
Формула расчета предельной суммы выплат из ФСС
Если организация, с численностью штата до 100 человек, в течение двух и более предыдущих лет не финансировала профилактику травматизма, то необходимо дополнительно соблюдать два условия:
1. сумму возврата страховых взносов нужно рассчитывать с учетом страховых взносов не за прошлый год, а за предыдущие три года;
2. максимальная сумма возврата страховых взносов должна быть не больше общей суммы страховых взносов организации за текущий год.
Перечень мероприятий, за счет которых можно получить выплаты ФСС
Далее необходимо составить план финансового обеспечения, предварительно подобрав мероприятия по охране труда. Перечень мер обширен, он включает в себя практически все разделы охраны труда.
Важно: для получения выплат, договор с профильной организацией (например, которая будет проводить специальную оценку условий труда (СОУТ)) должен быть заключен в том же году, на который запланировано и возмещение средств – год в год.
В перечень мероприятий входят (п. 3 Приказу Минтруда России от 10.12.2012 № 580н):
· Спецоценка условий труда (СОУТ);
· Периодические медосмотры (не периодические и не предрейсовые!);
· Приобретение работникам СИЗ:
только занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
· Приобретение смывающих и обезвреживающих средств, алкотестеров или алкометров, тахографов, аптечек первой помощи, оборудования для обеспечения безопасности работников или контроля за безопасным ведением работ;
· Обучение по охране труда работников, в том числе дистанционного, через учебный центр:
за счет ФСС можно обучить руководителей организаций малого предпринимательства; работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда; руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений; руководителейи специалистов служб охраны труда; членов комитетов (комиссий); уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
· Приведение уровней воздействия вредных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с требованиями охраны труда, например, снижение электромагнитного излучения, запыленности, загазованности и т. п.;
· Санаторно-курортное лечение работников, которые работают с вредными или опасными факторами, а также сотрудников предпенсионного возраста;
· Лечебно-профилактическое питание, если оно положено по результатам СОУТ.
Какие документы нужно прикреплять к заявлению?
Пакет документов будет зависеть от того, какие мероприятия входят в план финансового обеспечения. Ниже предоставлен список мероприятий по охране труда с необходимым комплектом документов, который нужно предоставить.
СОУТ |
– копию локального нормативного акта о создании комиссии по проведению СОУТ; |
Мероприятия по приведению уровней воздействия вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с требованиями охраны труда |
-копию отчета о проведении специальной оценки условий труда, подтверждающего превышение предельно допустимых уровней воздействия вредных и опасных производственных факторов на соответствующих рабочих местах (если срок действия результатов АРМ не истек, то представляются копии отчета о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда); |
Обучение по охране труда |
-копию приказа о направлении работников на обучение по охране труда с отрывом от производства; |
Приобретение СИЗ |
-перечень приобретаемых СИЗ с указанием должностей работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ; |
Периодические медосмотры |
-копию списка работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров в текущем календарном году, утвержденного работодателем; |
Санаторно-курортное лечение сотрудников |
-заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников; |
Приборы для определения наличия и уровня содержания алкоголя (работники проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры) |
-копию локального нормативного акта о проведении предсменных и (или) предрейсовых медицинских осмотров работников; |
Приборы контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографы) при осуществлении пассажирских и грузовых перевозок |
-копии лицензий на осуществление страхователем пассажирских и (или) грузовых перевозок (при наличии) и (или) копию документа, подтверждающего соответствующий вид экономической деятельности страхователя; |
Аптечки для оказания первой помощи |
Перечень приобретаемых медицинских изделий с указанием количества и стоимости приобретаемых медицинских изделий, а также с указанием санитарных постов, подлежащих комплектацией аптечками. |
Приобретение приборов, устройств и оборудования для обучения и хранение результатов |
-копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующих приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования; |
Перечень необходимых документов к мероприятиям по охране труда
Разработка плана финансового обеспечения
· Составьте план по форме, приведенной в Приложении к Правилам финансового обеспечения предупредительных мер (приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н)
· В документе укажите мероприятия на текущий год.
· Учтите, что некоторые из мероприятий можно включить в план только после выполнения, например выдачу работникам лечебно-профилактического питания (ЛПП).
· Далее план финансового обеспечения подпишите у главного бухгалтера и у генерального директора предприятия.
Важно: заместители подписывать данный документ не могут.
· Затем отнесите два экземпляра плана в отделение ФСС. После проверки плана на вашем экземпляре работники ФСС поставят отметку о принятии.
· Получите у специалиста отделения ФСС заверенную выписку из приказа о финансовом обеспечении мер для вашего предприятия.
Этапы подачи заявления в ФСС
Чтобы заполнить заявление, воспользуйтесь формой, которая приведена в Приложении № 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237.
В заявлении нужно указать, в частности:
· наименование, ИНН вашей организации и ее регистрационный номер в ФСС РФ;
· наименование территориального органа ФСС РФ;
· способ вручения вам решения органа ФСС РФ о финансовом
обеспечении предупредительных мер или об отказе.
Срок подачи документов для финансирования предупредительных мер – до 1 августа.
Важно: средства фонда ограничены, поэтому лучше не откладывать предоставление документов на последние дни, если фонд досрочно распределит все деньги между другими заявителями, в финансировании вам откажут (п. 4, пп. “в” п. 10 Правил)
Как подать готовый пакет документов?
Подать готовый пакет документов можно следующими способами (п. 4 Правил, п. п. 1, 2 Положения об особенностях возмещения расходов на предупредительные меры в 2021 г., п. п. 15, 17 Административного регламента, утвержденного Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237):
1. в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг. И заявление, и приложения к нему нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью;
2. передать документы на бумаге лично в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации;
3. подать через МФЦ;
4. направить почтой способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
Копии документов на бумаге не забудьте заверить печатью при ее наличии (п. 6 Правил, п. п. 1, Положения)
Причины отказа в предоставлении выплат
ФСС может отказать в выплатах по ряду причин, а именно:
· у компании есть задолженность по уплате страховых взносов, пени, штрафы;
· документы содержат недостоверную информацию;
· предприятие предоставило неполный пакет документов;
· средства на возмещение взносов полностью распределены.
Рекомендации экспертов
Очень рекомендуем заранее, до начала проведения процедуры, связаться со специалистом ФСС, к которому прикреплена организация:
· выясните в бухгалтерии, к какому отделению отнесена компания;
· позвоните, чтобы узнать, к какому специалисту (инспектору) прикреплено предприятия.
Перечень адресов, контакты и графики работы можно узнать на официальном сайте ФСС, официальных сайтах территориальных органов фонда, в федеральном реестре и на Едином портале.
Что необходимо узнать?
· сообщите специалисту о намерениях подать заявление на возмещение страховых взносов;
· узнайте у специалиста сумму взносов по данным ФСС, чтобы сравнить с информацией от бухгалтерии;
· спросите, нет ли задолженности, непогашенных недоимок, пеней и штрафов по взносам на травматизм;
Важно: если задолженность будет зафиксирована на момент подачи заявления, расходы не возместят. Риск есть даже, если задолженность составлены несколько копеек или рублей).
· уточните, как заверять документы (в разных регионах – разные требования!);
· узнайте e-mail специалиста, чтобы в перспективе можно было напрямую ему направлять документы на проверку.
Почему это важно?
Специалист отделения ФСС окажет содействие в составлении заявления, подскажет, какой пакет документов подготовить и в решении других вопросов: количество принятых заявлений – один из показателей эффективности работы инспекторов!
Такой метод взаимодействия поможет вам избежать ошибок, правильно сформировать полный пакет документов и сэкономить время.