О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО МОБИЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ОЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА за 10 месяцев 2023 года
В целях увеличения доходной части консолидированного бюджета Озинского муниципального района, большое внимание в отчетном году уделяется вопросам повышения заработной платы, легализации неформальной занятости, работе с должниками по налоговым и неналоговым доходам, выявлению и постановки на кадастровый учет объектов капитального строительства. С целью повышения заработной платы в районе разработан и принят план мероприятий, направленных на повышение ее уровня в 2023 году, согласно которому целевые ориентиры величины среднемесячной заработной платы установлены в целом по району в размере 33 612 рублей, с ростом к уровню прошлого года на 11 %. В рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы и легализации трудовых отношений с начала текущего года проведено 19 заседаний координационной комиссии, в том числе 1 выездное на которых было заслушано 96 работодателей, выплачивающих заработную плату ниже МРОТ и среднеотраслевого уровня, а также показывающих низкую численность работающих. В ходе заседаний 75 работодателей взяли на себя обязательства по повышению уровня заработной платы, объем которых составляет 5,0 млн. рублей. В результате проделанной работы средний размер заработной платы по крупным и средним предприятиям района составил за январь-август 2023 года 33 138,6 рублей, что на 13,7 % превышает уровень прошлого года и на 98,6 % обеспечивает исполнение целевого показателя, установленного по району на 2023 год. Рост заработной платы отмечается практически во всех отраслях экономики. В рамках исполнения мероприятий, направленных на легализацию трудовых отношений, с начала текущего года совместно с представителями центра занятости населения проведено 21 рейдов, в ходе которых обследовано 82 хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального района. Факты неформальной занятости выявлены у 75 хозяйствующих субъектов. По состоянию на 01.11.2023 года оформлено 70 наемных работников, что составляет 85,4 % от контрольного показателя, установленного по району на 2023 год (82 чел). С учетом выявленных и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые осуществляли деятельность без регистрации в налоговом органе, в количестве 6 человек, показатель исполнен на 92,7 %. Из общего количества работников 61,4 % легализовано в сфере сельского хозяйства, 24,3 % - в сфере торговли и 14,3 % - в прочих сферах деятельности. В отношении 10 хозяйствующих субъектов, неоднократно допустивших нарушения в сфере трудового законодательства, материалы были направлены в прокуратуру района и государственную инспекцию труда по Саратовской области для принятия мер административного воздействия, им объявлены предостережения. В результате принятых мер по данным налоговых органов за 9 месяцев 2023 года в доход бюджета поступило порядка 4652,9 тыс. рублей, в том числе: - от проведения мероприятий в сфере легализации трудовых отношений — 812,9 тыс. рублей, из них: за 9 месяцев 2023 года — 798,9 тыс. рублей, за 4 квартал 2022 года - 14,0 тыс. рублей; - от мероприятий, направленных на увеличение заработной платы — 3840,0 тыс. рублей, из них: за 9 месяцев 2023 года — 1840,0 тыс. рублей, за 4 квартал 2022 года — 2000,0 тыс. рублей. Прирост страховых взносов во внебюджетные фонды за данный период составил 1843,6 тыс. рублей. В плане мобилизации доходов бюджета Озинского муниципального района на отдельном контроле стоят мероприятия по снижению задолженности по имущественным налогам физических лиц, НДФЛ и аренде муниципального имущества. В рамках данных мероприятий с начала текущего года проработано 780 налогоплательщиков, имеющих задолженность по налоговым платежам, 767 из них погасили задолженность. В результате с начала текущего года налоговую задолженность удалось снизить на 17782,2 тыс. рублей. Сумма погашенной задолженности на 1 проработанного налогоплательщика составила 22,8 тыс. рублей. В целях исполнения доходных источников консолидированного бюджета муниципального района и сокращения недоимки по неналоговым доходам с начала текущего года проведено 5 заседаний постоянно-действующей межведомственной комиссии по контролю за поступлением в бюджет муниципального района неналоговых доходов от использования муниципального имущества, на которые было приглашено более 80 должников, имеющих задолженность по арендным платежам, что позволило мобилизовать в бюджет района 767,0 тыс. рублей. Для увеличения поступлений в бюджет организована работа по привлечению к налогообложению незарегистрированных объектов недвижимости. В результате с начала текущего года выявлено, и зарегистрировано 77 объектов капитального строительства, из них: 74 - поставлено на налоговый учет 74. Сумма дополнительно начисленных налогов по ОКС, выявленным в 2022 году составила 2 977,0 тыс. рублей. Бюджетный эффект от принятия мер по укреплению доходного потенциала бюджета района, сокращения недоимки по платежам в бюджет, легализации заработной платы и иных объектов налогообложения, составил 26179,1 тыс. рублей. В целях увеличения доходов консолидированного бюджета района, большое внимание уделяется вопросам эффективного использования муниципального имущества. На протяжении 10 месяцев проводились мероприятия по вовлечению в оборот свободных земельных участков посредством проведения торгов по их продаже и предоставлению во временное владение и пользование на правах аренды. В рамках реализации данных мероприятий по результатам торгов в собственность физических и юридических лиц реализовано 4 земельных участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1,8 тыс. га, 2 земельных участка из земель населенных пунктов предоставлено в аренду. В результате проведенных мероприятий доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального района увеличена на 3,3 тыс. га и составила 72,0 % от общей площади земель района. В результате в доходную часть консолидированного бюджета Озинского муниципального района по состоянию на 01.11.2023 года поступило 104,6 млн. рублей собственных доходов, что обеспечило исполнение годовых бюджетных назначений на 84,3 %. В общем объеме собственных доходов налоговые доходы составляют 83,6 млн. рублей, что обеспечивает исполнение годовых бюджетных назначений на 80,9 % и темп роста к уровню прошлого года на 16,7 % или на 12,0 млн. рублей. Увеличение поступлений в текущем году сложилось, в том числе по налогу на имущество физических лиц (на 75,2 %), единому сельхозналогу (на 47,3 %),%), налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения (на 29,3 %), налогу на доходы физических лиц (на 22,2 %), государственной пошлины (на 2,5 %) и транспортному налогу (на 0,1 %), за исключением земельного налога, снижение поступлений по которому составило 6,0 % и сложилось в связи с поступлением оплаты задолженности в объеме меньшем, чем в предыдущем году, в виду отсутствия налогоплательщиков, имеющих крупный размер задолженности. По неналоговым доходам консолидированный бюджет исполнен в объеме 20,9 млн. рублей, что составляет 100,9 % от суммы утвержденных годовых бюджетных назначений. К уровню прошлого года размер поступлений по неналоговым доходам сократился на 58,8 % или на 29,9 млн. рублей, что вызвано снижением поступлений доходов от продажи имущества в связи с его выбытием в предыдущие годы. К концу года доходы бюджета по данному источнику возрастут за счет увеличения доходов от продажи земли.